Официальный сайт муниципального образования
"Курский район"
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Справочные материалы
Данный раздел содержит справочные материалы по всем возможным тематикам и направлениям развития и совершенствования муниципального образования.


<< Назад Версия для печати
 
Терр.-ое планирование на основании Муниципального контракта №05-07 от 6 сентября 2007 года ЧАСТЬ 3.

2.3.2. Зоны рекреационного назначения

 

Зоны рекреационного назначения включают:

•        общерегиональные зоны отдыха, формирующиеся на базе существующих зон длительного отдыха – санаторий «Моква»; водоохранные зоны и прибрежные полосы водных объектов;

•        районные зоны отдыха, формирующиеся по берегам р. Сейм.

С учетом имеющихся территориальных ресурсов, выявленных при комплексном анализе территории, зона преимущественного развития рекреационной и туристской инфраструктуры подразделяется на:

•        зоны ограниченного рекреационного использования;

•        зоны активного рекреационного использования.

В зонах активного рекреационного использования разрешается размещать: учреждения длительного и кратковременного отдыха взрослых (базы и дома отдыха, пансионаты, турбазы, мотели и кемпинги, рыболовные и охотничьи базы); учреждения длительного отдыха детей (детские дачи, пионерские и оздоровительные лагеря)зоны регулируемого рекреационного использования и т.п.

В зонах ограниченного рекреационного использования (рекреационные зоны, расположенные на особо охраняемых природных территориях) в целях сохранения экологического равновесия новое строительство учреждений отдыха не допускается. Объем нового строительства регламентируется элементами инженерно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей создание благоприятной среды жизнедеятельности рекреантов и решающей вопросы охраны окружающей среды.

На территории зоны преимущественного развития рекреационной и туристской инфраструктуры запрещается: строительство промышленных и сельскохозяйственных объектов; строительство инженерных и транспортных сооружений, не отвечающих потребностям зон отдыха; прокладка магистральных инженерных коммуникаций.

 

2.3.3. Объекты культурного наследия

 

Сохранившийся пласт историко-культурного наследия Курского района, включающий значительное количество памятников, археологии, природы, истории сегодня нуждается в особой государственной заботе. В Курской области всего пять объектов удостоены разработки Зон охраны памятников истории и культуры  (состоящие из территории памятника, его охраной зоны, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта) и среди них на территории Курского района нет ни одной. На территории Курского района следует отметить «Проект реставрации насаждений и организации садово-паркового хозяйства на территории санатория «Моква» (бывшая усадьба Нелидовых) памятника архитектуры XIX в. Курском р-не», который в дальнейшем необходимо переработать в проект зоны охраны памятника архитектуры.

 

Сводная таблица памятников истории и культуры Курского района (по состоянию на 1 ноября 1998 г.)

 

Всего памятников        194

Всего памятников по типологическим признакам:  

         археологии         149

         архитектуры       20

         истории     25

         искусства   -

В том числе:      

- памятников, стоящих на государственной охране, из них:      36

         археологии         7

         архитектуры       10

         истории     19

         искусства   -

- вновь выявленных памятников, из них:         158

         археологии         142

         архитектуры       10

         истории     7

         искусства   -

 

В результате жизнедеятельности человека и несанкционированные раскопки, оказались полностью или частично утрачены десятки памятников древности. В последние годы, в результате строительной деятельности утрачены и частично повреждены ценные исторические территории Курска и Курского района; в результате прокладки газопровода − поселение в селе Лебяжьем Курского района. Бывшие дворянские и купеческие загородные усадьбы в Курском районе самая незащищённая часть памятников – бесхозные, разбираемые на стройматериалы, калечащиеся некомпетентными ремонтами. В тяжелом состоянии усадебные некрополи и часовни-усыпальницы. Большая часть историко-культурного наследия района – находящиеся в аварийном состоянии, «руинированные» объекты или постепенно уничтожаемые некомпетентными ремонтами, страдающие от техногенной среды.

Основной задачей в сфере культурного наследия является осуществление на территории района государственной политики в области охраны объектов культурного наследия, обеспечивающей доступ граждан к культурным ценностям, и направленной на сохранение исторического и культурного наследия – недвижимых объектов культурного наследия. Деятельность осуществляется по нескольким направлениям: государственная охрана, сохранение, использование и популяризация. Результаты мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия являются основным критерием эффективности деятельности органов власти, общественных и религиозных организаций, а также граждан по охране, сохранению, использованию и популяризации данных объектов. Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является разработка и реализация эффективной государственной политики, которая бы учитывала состав и состояние объектов культурного наследия, их правовую защищенность, современные социально-экономические условия развития общества.

 

2.3.4. Особо охраняемые природные территории

 

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования.

С учетом особенностей режима и статуса в Курском районе различают следующие категории указанных территорий:

      государственные природные заповедники,

      дендрологические парки и ботанические сады,

      государственные природные заказники,

      памятники природы,

      лечебно-оздоровительные местности и курорты.

К памятникам природы отнесены уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы.

Среди них особенно выделяется (сертификат ЮНЕСКО) Центрально-чернозёмный государственный природный биосферный заповедник им. профессора В.В. Алехина (5287,4 га) − его «Стрелецкий» участок,  площадью 2046,0 га, расположен в Курском районе. Важнейшая задача заповедника: установление оптимального соотношения режимов охраны для сохранения всего разнообразия растительного покрова луговых степей.

Наряду с заповедниками и национальными парками в нашей стране развиты территории с частичным режимом охраны — заказники. На территории заказника под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. Уникальной категорией памятников природы являются геологические памятники.

Перечень ООПТ Курского района (на 01.08.1996)

 

Название ООПТ Год создания      Площадь (га)      Местоположение

Памятники природы

Озеро Линево     1977 5,0    пос. им. Маршала Жукова, Военное лесничество, КЭЧ МВО

Парк «Лебяжье» 1977 9,6    с. Лебяжье, дом отдыха филиала орловского юридического института (г.Курск, ул. Народная,11)

Парк «Моква»    1977 50     Моковский с/с, д. 2-я Моква, санаторий «Моква»

Парк «Щетинка»         1977 8       305511, п/о Щетинка, Областной противотуберкулезный диспансер

Выход фосфоритной плиты в песчаном карьере      1988 0,2    д. Ушаково, Ушаковская школа

Погребенная Микулинская палеобалка в Александровском карьере 2004 0,75         305018,г.Курск, ул. Призаводская,1, ООО «Керамика»

Государственные природные заказники

«Жерновецкая дача» Зоологический (пушной)        2001 20000         Северо-восточная часть Курского района и юго-восточная часть Золотухинского района в границах: северная – от ст. Будановка Золотухинского района на юго-восток по автодороге до с. Гремячка;

Восточная: от ст. Гремячка на юг по р. Рать до пересечения с административной границей Курского района, затем на юг по административной границе Курского района до пересечения с железной дорогой Курск-Касторное на ст. 21 км;

Южная – по железной дороге Курск-Касторное от ст.21 км на запад до пересечения с автодорогой на д. Ноздрачево;

Западная – от пересечения железной дороги с автомобильной на север до д. Ноздрачево, далее по плотине Семеновского пруда через д. Семеновская на северо-запад по грунтовой дороге до ст. Букреевка, затем на север от ст. Букреевка по железной дороге до ст. Будановка

 

В Схеме территориального планирования предлагается выделить подзоны Особо охраняемых природных территорий – Ключевые природные территории регионального значения (далее КПТ).

Ключевые природные территории 1 порядка ("ядра" экологического каркаса):

КПТ 1. Стрелецкая.

Совпадает со Стрелецким участком (1) Центрально-Чернозёмного заповедника. В природоохранных мерах нуждается также буферная территория (Ia) данной КПТ. Один из наиболее ценных участков лесостепи. В связи с этим следует изменить трассу проектируемой автострады, а именно вынести её за пределы территории ЦЧЗ и его охранной зоны.

Ключевые природные территории Курского района регионального значения:

КПТ 1. Пашковская. Место обитания вида пресмыкающихся, занесённого в Красную книгу Курской области (медянка).

КПТ 2. Парк Щетинка (Курск). Старинный парк, объявленный памятником природы.

КПТ 3. Парк Знаменская роща (Курск). Старовозрастные насаждения дуба и ясеня обыкновенного, объявленные памятником природы.

КПТ 4. Урочище Крутой лог. Объявленные памятником природы лесные культуры различных пород, созданные в 1949-1966 гг. на склонах большой крутизны.

КПТ 5. Халинский лес.

КПТ 6. Парк Моква. Старинный парк, объявленный памятником природы.

КПТ 7. Курский рыбхоз (Курск).

КПТ 8. Урочище Клюква.

КПТ 9. Дурневский лес.

КПТ 10. Городищенский луг.

 

2.3.5. Полезные ископаемые

 

Геологический фундамент Курской области образуют древние докембрийские метаморфические породы Воронежской антеклизы, на которых залегают различные по составу и мощности пласты осадочных пород последующих геологических периодов. Общее падение поверхности метаморфических пород и покрывающих их осадочных отложений – южное и западное.

Минерально-сырьевая база района представлена строительным песками и суглинками (см. Схему существующего использования территории). На южной окраине Курска разрабатывается Александровское месторождение трепела, камня кремнистой породы, идущего на лощение металлов, а также на огранку стекла. В пойме реки Сейм на западе Курского района разрабатывается месторождение строительных песков. На севере в пойме реки Тускарь – Пашковское месторождение суглинков для производства кирпича.

Ведется добыча торфа:

      месторождение у д. Щетинка (Щетинский сельсовет) площадью 14,2 га;

      месторождение у д. Нартово (Полянский сельсовет) площадью 55,4 га;

 

 

 

3. КОМПЛЕКСНАЯ  ОЦЕНКА  ТЕРРИТОРИИ

 

3.1. Оценка благоприятности территории для капитального строительства по комплексу природных, экологических и историко-культурных ограничений

 

Оценка благоприятности территории для капитального строительства проведена с учетом особенностей природно-климатических, инженерно-геологических, экологических и ландшафтных условий, а также ограничений – зон с особыми условиями использования, особо охраняемых природных территорий, наличия особо ценных земель и ландшафтов, объектов культурного наследия, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

К сложным для строительства относятся территории с преобладанием средних и мощных торфяных грунтов, обширные заболоченные территории с уклонами поверхности менее 0.5 %.

Зоны с особыми условиями использования территории включают различные виды буферных зон (охранные зоны объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов, территории и охранные зоны объектов историко-культурного наследия). В этих зонах имеются ограничения на хозяйственное использование территории, в т.ч. на размещение объектов капитального строительства, что позволяет отнести их к неблагоприятным или относительно неблагоприятным для капитального строительства

Результатом оценки является зонирование территории Курского района по степени благоприятности для размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения.

На основе учета рассмотренных ограничений территория района дифференцирована по трём категориям: неблагоприятные, относительно благоприятные, благоприятные.

К неблагоприятным для размещения объектов капитального строительства территориям отнесены: зоны возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного, и техногенного характера, зоны затопления катастрофическим паводком и паводковыми водами 1% обеспеченности, зоны подтопления и оползней, особо охраняемые природные территории, торфяные месторождения с мощностью торфа 0,6 и более метров, участки территории с интенсивным развитием экзогенных геологических процессов, территории объектов культуры, земельные участки с особо ценными сельскохозяйственными землями.

К ограниченно благоприятным для размещения объектов капитального строительства территориям отнесены: заболоченные участки, участки территории со средней интенсивностью проявления экзогенных геологических процессов, строительство на которых возможно, но требует повышенных затрат на освоение, территории с особым природоохранным режимом.

К благоприятным территориям для целей капитального строительства отнесены территории свободные от ограничений.

Окончательный выбор зон размещения объектов капитального строительства будет делаться в результате анализа комплекса факторов, как ограничивающих возможное размещение объектов, так и наоборот стимулирующих такой выбор. Приоритет будет отдан удобно расположенным и обеспеченным транспортной и инженерной инфраструктурой территориям.

 

3.2. Оценка благоприятности территории для капитального строительства по инфраструктурной обеспеченности

 

Интегральная оценка территории по уровню развития инфраструктуры выполнена на основе частных оценок: обеспеченности транспортными путями; доступности по трудовым и социально-культурным связям; уровню энергоснабжения. Оценка обеспеченности территории транспортом проведена с учетом наличия  транспорта и технической категории дорог.

Наиболее благоприятны для капитального строительства территории, на которых проложены автомобильные дороги общего пользования высокой категории, а также имеются другие виды транспорта (речной).

- благоприятные – имеются автодороги III и IV категории;

- неблагоприятные – имеются только дороги низкой категории.

Критерий энергообеспеченности территории:

- благоприятные при наличии крупных энергоисточников, подстанций 220/110 кв;

- ограниченно благоприятные – наличие подстанций 110/35кв;

- неблагоприятные – наличие ЛЭП низкого напряжения, либо ведомственных ЛЭП.

Благоприятными для капитального строительства по инфраструктурной обеспеченности являются зоны тяготения города Курска, а также территории, непосредственно примыкающие:

         к магистральной автомобильной дороге Москва-Крым, между населенными пунктами 1-я Моква, Майская Заря, Жеребцово, Духовец;

         к железной дороге Курск-Воронеж и параллельной ей автомобильной дороге класса «Б», между населенными пунктами Бол. Шумаково, Долевая, Горки;

         к магистральной автомобильной дороге Курск-Воронеж и железной дороге Курск-Щигры, между населенными пунктами Долгое, Клюква, Постоялые Дворы, Ноздрачево;

Относительно благоприятные – территории, примыкающие к магистральным автомобильным дорогам Курск-Сотниково-2-е-Курасово, Курск-Верх.Медведица-2-е-Шемякино.

Неблагоприятные – прочие территории (между указанными магистралями, а также на отдаленных участках территории района).

 

3.3. Предложения по зонам размещения планируемых объектов капитального строительства регионального значения

 

Все объекты капитального строительства условно можно разделить на линейные, точечные и зональные:

         линейные (транспортные, инженерные коммуникации, линии связи);

         точечные, требующие относительно небольших по размеру площадок;

         площадного характера, представляющие собой совокупность близко расположенных объектов, создаваемые для освоения полезных ископаемых, либо для длительного отдыха и туризма регионального значения.

Объекты точечного характера в основном представлены объектами производственной сферы (промышленность, агропромышленный комплекс, материально-техническое снабжение и т.д.), а также социальной инфраструктуры. Их размещение целесообразно в пределах уже сложившихся населенных пунктов, либо в непосредственной близости от них. Производственные объекты следует размещать в сложившихся, либо во вновь формирующихся производственных зонах, а объекты социальной сферы – в общественно-деловых зонах.

Объекты линейного характера регионального значения обеспечивают связь муниципальных районов с опорной транспортной сетью, системой магистральных линий электропередач, связи, газопроводов. По возможности, следует рассматривать их совмещенную трассировку в виде коридоров коммуникаций.

Размещение объектов площадного характера связано с технико-экономическими особенностями использования соответствующего вида природных ресурсов. Однако их размещение также должно носить групповой характер, преимущественно в сложившихся центрах соответствующей специализации.

Современное размещение объектов регионального значения характеризуется их концентрацией в Курске, где сосредоточена большая часть населения, промышленных предприятий, осуществляется основной объем капитального строительства.

Размещение объектов капитального строительства точечного характера в функциональной зоне интенсивного хозяйственного и градостроительного развития (в зоне влияния Курска) позволит минимизировать затраты на подготовку территории к строительству, эксплуатационные затраты (за счет развитой инфраструктуры) и затраты на доставку продукции потребителям.

Объекты нового строительства размещаются с учетом возможности кооперации с другими предприятиями в пределах промышленного узла (или промышленной зоны) в центрах с развитыми образовательным и научно-инновационным потенциалом.

 

 

4.  ПРОГНОЗ  ЧИСЛЕННОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ  И  ФОРМИРОВАНИЕ

СТРУКТУРЫ  ЗАНЯТОСТИ

 

4.1. Демографическая  ситуация  в  районе

 

В Курском районе Курской области на 1 января 2007 г. проживали 50,6 тыс. человек, что составляет около 4,4% населения региона. 100% населения района сельское. В период с 1990 по 2000 г. численность населения района росла. С 2000 г. наблюдается ее сокращение вследствие как естественной, так и миграционной убыли.

С 1990 г. по 2008 г. численность населения района сократилась на 7,6%, что существенно ниже, чем в среднем по области (12,8%). При этом ситуация в районе наиболее благополучная среди всех муниципальных районов области, и по этому показателю район уступает лишь областному центру, Железнорогску и Курчатову.

Общий коэффициент рождаемости колеблется от 6,9 до 9,5 чел/тыс. жителей.

Коэффициент смертности колеблется в несколько больших пределах: от 20,5 до 21,4 чел/тыс. жителей.

Демографическая ситуация в Курском районе лучшая среди всех муниципальных районов области и характеризуется пониженным (по сравнению с другими районами) уровнем смертности, и сравнительно высоким уровнем рождаемости.

В среднесрочной перспективе (5-10 лет) для района будет характерен процесс стабилизации и возможного снижения уровня рождаемости, постепенного увеличения смертности, связанный с переходом в детородный возраст малочисленного поколения начала 90-х и перехода в возраст повышенной смертности (старше 55 лет) многочисленной группы населения, родившегося в первые, послевоенные годы.

На протяжении последних 7 лет в районе наблюдается устойчивый миграционный отток, связанный преимущественно с близостью крупного города, куда переезжают жители сельской местности. Отрицательный пик миграций наблюдался в 2004 г. В среднесрочной перспективе следует ожидать смены оттока – притоком населения, связанным с процессами субурбанизации.

 

4.2. Прогноз  численности  населения  района

 

Расчётная численность населения и возрастно-половой состав населения были определены на 3 даты: 2010 г. (первая очередь реализации Схемы), 2015 и 2020 гг. (расчётный срок реализации Схемы).

В основу «инерционного» сценария прогноза была положена гипотеза медленной стабилизации демографических показателей.

«Инновационный» сценарий основывался на более существенном росте рождаемости, увеличении продолжительности жизни на 5 и 3 года соответственно у мужчин и женщин и миграционный прирост на уровне 390 чел. в год, начиная с 2015 г. Для обоих сценариев прогнозировалось незначительное повышение возраста матери.

Оба варианта прогноза предполагают сокращение численности населения района. Однако, если при реализации инерционного сценария сокращение к 2020 г. составит более 18% (относительно 2005 г.), а численность населения упадет ниже 45 тыс. человек, инновационный сценарий предполагает рост численности населения на период до 2010 г., однако затем, вследствие демографических процессов и общего старения населения, произойдет некоторое сокращение рождаемости и рост смертности и к 2020 г. численность населения района вновь достигнет современного уровня.

Важно отметить, что в современных условиях, реализация инновационного сценария в полном объеме не возможна, однако к нему необходимо стремиться, проводя осмысленную миграционную политику и способствуя развитию субурбанизационных процессов.

 

Прогноз численности населения Курского района и области на период до 2020 г.

 

         Территория        2005 2010 2015 2020 Индекс роста (2020/2005)

Инерционный сценарий        Область     1199123     1133090     1078782     1026788         85,6%

         Курский район   53888         50675         47298         44100         81,8%

Инновационный сценарий    Область     1199123     1149050     1119680     1092060         91,1%

         Курский район   53888         52069         51127         50287         93,3%

 

За основу при планировании социально-экономического развития района принимается инновационный сценарий.

Таким образом, прогноз изменения численности населения по инновационному сценарию, при условии улучшения демографической ситуации и формировании миграционного прироста на уровне 390 человек в год, приведет к росту численности населения к 2015 г. и незначительному сокращению численности населения района в 2020 г. по сравнению с 2005 г. Одновременно произойдет изменение возрастной структуры населения в сторону увеличения доли населения старше трудоспособного возраста и уменьшению доли населения в трудоспособном возрасте.

 

4.3.  Система расселения района

 

Население расселено по территории района неравномерно. Плотность населения района варьируется от 9 чел/км. кв. на северо-западе и востоке района до 219 чел/км. кв. для территорий вплотную прилегающих к Курску с юго-запада. Население сконцентрировано в районах непосредственно прилегающих к областному центру (Ворошневский, Клюквинский, Щетинский сельсоветы), либо обладающих с ним лучшим транспортным сообщением (юго-восточная часть района). Основными осями расселения в районе являются долины рек: Тускарь, Большая Курица, Млодать, Сейм, Рать, Виногробль. Однако значительный вклад в изменение системы расселения внесла транспортная сеть: железная дорога Москва-Курск-Белгород, автотрасса М2, а также отдельные местные дороги.

В последние 2-4 года растет численность жителей муниципальных образований наиболее близких к областному центру (Ворошневского, Моковского, Клюквинского, Пашковского, Нижнемедведицкого, Щетинского) и напротив сокращается численность населения удаленных населенных пунктов (Верхнекасиновский, Брежневский, Винниковский, Троицкий, Полевской, Полянский сельсоветы). В остальных муниципальных образованиях численность населения достаточно стабильна.

В период между 1989, 2002 и 2008 годами, в районе значительно возросли доля и численность населения, проживающего в крупных сельских населенных пунктах (далее с.н.п.) с численностью населения более 1000 человек. В то же время сократилось количество, численность и доля населения, проживающего в средних (от 250 до 1000 жителей) и малых (от 100 до 250 жителей) с.н.п. В то же время в районе значительно (с 34 до 45) возросло число населенных пунктов с численностью населения менее 50 чел, притом, что количество населенных пунктов с населением менее 10 чел. достигло 16. Чаще всего, в подобных с.н.п., проживает преимущественно население пенсионного возраста, в результате чего к ним необходимо особое внимание со стороны систем социального обслуживания, в особенности – здравоохранения.

Таким образом, в настоящее время система расселения района претерпевает значительные изменения: продолжается концентрация населения в крупных населенных пунктах с населением более 1000 чел., одновременно идет рост населения в зоне, максимально приближенной к областному центру. Все это, вкупе с повсеместной естественной убылью населения приводит к ухудшению ситуации в небольших населенных пунктах, в особенности в удаленных частях района (на западе, северо-западе и северо-востоке).

 

5.4.  Формирование структуры занятости

 

В экономике района в 2006 г. было занято 8,9 тыс. человек, т.е. лишь 28% населения, находящегося в трудоспособном возрасте. Большая же часть работает либо в областном центре, либо за пределами района и области. Уровень официально зарегистрированной безработицы в районе достаточно низкий (2%), что связано, в первую очередь, с непопулярностью статуса безработного у населения и низким уровнем полезности регистрации в службе занятости.

В настоящее время более 50% занятости района приходится на бюджетный сектор (образование, здравоохранение, государственное управление, предоставление коммунальных услуг). В реальном секторе экономики (сельское хозяйство, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) заняты 34,4% работающих или чуть более 3 тыс. чел. В сфере рыночных услуг района занято около 750 чел., что составляет около 8% всех занятых района.

В последние несколько лет в районе отмечается сокращение количества занятых в реальном секторе и рост занятости в сфере услуг. В то же время, занятость в бюджетном секторе оставалась достаточно стабильной.

В среднесрочной перспективе в связи с развитием экономики района можно ожидать некоторого роста занятости в промышленности, достаточно стабильного уровня занятости в сельском хозяйстве и значительного роста занятости в сфере обслуживания.

 

 

 

5.  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО  УКРУПНЕНИЮ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ  КУРСКОГО  РАЙОНА

 

Преобразование муниципальных образований

1.      Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований.

2.      Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Посредством документов территориального планирования может осуществляться упорядочение административно-территориального деления.

Каждый орган публичной власти в составе материалов по обоснованию проектов документов территориального планирования может подготавливать и направлять другим органам публичной власти предложения по изменению административно-территориальных границ (субъектов РФ, муниципальных образований). Органы публичной власти, обладающие полномочиями утверждать соответствующие административные границы, могут использовать свои документы территориального планирования, а также предложения, содержащиеся в документах территориального планирования других органов публичной власти, для принятия решений об изменении таких границ.

Смысл заложенного в ГрК РФ от 29.12.04 предельно простого механизма последовательного упорядочения, корректировки административно-территориального деления, исчерпывается тремя позициями:

1.      Территориальное планирование является самым действенным и адекватным инструментом для оценки сложившегося положения дел и выработки предложений по упорядочению ситуации с точки зрения комплексного взаимосвязанного развития территории в целом и ее отдельных компонентов.

2.      Существующие и измененные административные границы всегда фиксируют границы территории юрисдикции органов публичной власти, обладающих суверенным и неотъемлемым правом осуществлять в таких пределах территориальное планирование.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО  УКРУПНЕНИЮ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ  КУРСКОГО  РАЙОНА

 

Муниципальные образования Курского района. Существующее положение

Средняя плотность населения ЦФО Российской Федерации составляет 58,4 человека на кв.км. Средняя плотность населения Курской области составляет 44,15 человек на кв. км, а средняя плотность населения Курского района составляет 305 человек на кв. км (согласно таблице, приведенной ниже), что в 6 раз выше среднеобластной плотности.

 

Площади муниципальных образований. Плотность населения (по данным 2006 г.)

 

Муниципальное образование

(сельсовет) Площадь (тыс.га)         Численность населения МО  Плотность населения

(чел./ тыс.га)

Бесединский        11,045        3088 280

Брежневский       8,463 702   83

Верхнекасиновский     6,027 845   140

Винниковский     6,503 1412 217

Ворошневский    2,266 5083 2243

Камышинский    6,566 3363 512

Клюквинский      10,834        10453         965

Лебяженский       12,820        3856 301

Моковский 3,860 3312 858

Муравлевский    9,699 1002 103

Нижнемедведицкий     6,246 2241 359

Новопоселеновский     6,377 3226 506

Ноздрачевский   7,265 864   119

Пашковский        6,133 2165 353

Полевской 9,604 3054 318

Полянский 11,015        2042 185

Рышковский       4,840 3179 657

Троицкий  6,644 697   105

Шемякинский     4,376 759   173

Шумаковский     5,634 1764 313

Щетинский 4,020 5053 1257

Итого:        150,237      50600         337

 

Плотность расселения Курского района

 

Число сельских населённых пунктов      Средняя людность сельских населённых пунктов, чел    Плотность (густота сети) сельских населённых пунктов (среднее число на 100 км2)         Плотность сельского населения, чел. на км2

191   207,0 7       31,0

 

Характеристика муниципальных образований района

Численность населения продолжает падать, что влечет за собой изменение социальной структуры обслуживания населения, концентрации ее в узловых населенных пунктах, которые становятся центрами роста территории. Для сельских территорий необходим дифференцированный подход:

      для дисперсных кустовых систем низового расселения – стимулирование развития центральных сельских населенных пунктов.

      для линейных систем расселения – стимулирование формирования систем локальных субцентров с распределением центральных функций между несколькими звеньями линейных систем расселения.

Сохранение центрообразующих функций на уровне муниципальных образований может быть обусловлено лишь выполнением административных функций либо при наличии или проектируемом размещении в населённых пунктах градообразующей базы.

Результатами укрупнения муниципальных образований станут:

      Укрупнение бюджетов муниципальных образований.

      Оптимизация использования сети учреждений социальной сферы.

      Сокращение издержек по управлению, в том числе транзакционных.

      Возможность проведения более эффективной инвестиционной политики (регулирование арендных платежей, формирование системы сервитутов и пр.).

 

 

Предложения по укрупнению муниципальных образований Курского района

Данные предложения разработаны в двух вариантах: варианте администрации района и варианте разработчиков Схемы территориального планирования Курского района.

 

Вариант Администрации Курского района

Всего предлагается 17 муниципальных образований:

1. Бесединский сельсовет: численность населения 3,1 тыс. человек. Площадь – 11,045 тыс.га. Населенных пунктов 16. Граничит с Клюквинским, Полевским, Муравленским, Троицким и Винниковским сельсоветами.

2. Винниковский сельсовет: численность населения 1,42 тыс. человек. Площадь – 6,503 тыс.га. Населенных пунктов 9. Граничит с Камышинским, Клюквинским, Бесединским и Троицким сельсоветами, Щигровским и Золотухинским районом.

3. Ворошневский сельсовет: численность населения 5,1 тыс. человек. Площадь – 2,266 тыс.га. Населенных пунктов 3. Граничит с Моковским и Новопоселеновским сельсоветами, муниципальным образованием городским округом Курск и Октябрьским районом.

4. Камышинский сельсовет: численность населения 4,23 тыс. человек. Площадь – 13,83 тыс.га. Населенных пунктов 11. Предлагается объединить Ноздрачевский и Камышинский сельсоветы. Граничит с Винниковским, Клюквинским, Щетинским и Пашковским сельсоветами, а также Золотухинским районом.

5. Клюквинский сельсовет: численность населения 10,45 тыс. человек. Площадь – 10,834 тыс.га. Населенных пунктов 9. Граничит с Щетинским, Камышинским, Винниковским, Бесединским, Шумаковским и Лебяженским сельсоветами, а также муниципальным образованием городским округом Курск.

6. Лебяженский сельсовет: численность населения 3,86 тыс. человек. Площадь – 12,82 га. Населенных пунктов 20. Граничит с Шумаковским, Полевским, Новопоселеновским, Рышковским, Клюквинским сельсоветами, а также городским округом Курск и Медвенским районом.

 

7. Моковский сельсовет: численность населения 3,32 тыс. человек. Площадь – 3,86 тыс.га. Населенных пунктов 7. Граничит с Полянским и Ворошневским сельсоветами, а также городским округом Курск.

8. Муравлевский сельсовет: численность населения 1,0 тыс. человек. Площадь – 9,699 тыс.га. Населенных пунктов 11. Граничит с Беседенским и Полевским сельсоветами, а также Солнцевским районом.

9. Нижнемедведицкий сельсовет: численность населения 4,55 тыс. человек. Площадь – 25,112 тыс.га. Населенных пунктов 43. Предлагается объединить Брежневский, Верхнекасиновский, Шемякинский и Нижнемедведицкий сельсоветы. Граничит с Пашковским и Полянским сельсоветами, а также городским округом Курск, Октябрьским и Фатежским районами.

10. Новопоселеновский сельсовет: численность населения 3,23 тыс. человек. Площадь – 6,377 тыс.га. Населенных пунктов 7. Граничит с Ворошневским, Лебяженским, Рышковским сельсоветами, а также городским округом Курск, Медвенским и Октябрьским районами.

11. Пашковский сельсовет: численность населения 2,17 тыс. человек. Площадь – 6,133 тыс.га. Населенных пунктов 13. Граничит с Нижнемедведицким, Щетинским и Камышинским сельсоветами, а также Золотухинским районом.

12. Полевской сельсовет: численность населения 3,05 тыс. человек. Площадь – 9,604 тыс.га. Населенных пунктов 4. Граничит с Шумаковским, Беседенским, Муравленским и Лебяженским сельсоветами, а также Медвенским районом.

13. Полянский сельсовет: численность населения 2,1 тыс. человек. Площадь – 11,015 тыс.га. Населенных пунктов 13. Граничит с Нижнемедведицким и Моковским сельсоветами, а также городским округом Курск и Октябрьским районом.

14. Рышковский сельсовет: численность населения 3,18 тыс. человек. Площадь – 4,84 тыс.га. Населенных пунктов 4. Граничит с Новопоселеновским и Лебяженским сельсоветами, а также городским округом Курск.

15. Троицкий сельсовет: численность населения 0,7 тыс. человек. Площадь – 6,644 тыс.га. Населенных пунктов 7. Граничит с Винниковским и Беседенским сельсоветами, а также Щигровским районом.

16. Шумаковский сельсовет: численность населения 1,8 тыс. человек. Площадь – 5,634 тыс.га. Населенных пунктов 3. Граничит с Бесединским, Полевским, Лебяженским и Клюквинским сельсоветами.

17. Щетинский сельсовет: численность населения 5,1 тыс. человек. Площадь – 4,020 тыс.га. Населенных пунктов 10. Граничит с Камышинским, Клюквинским, Пашковским и Нижнемедведицким сельсоветами, а также городским округом Курск.

Рассматриваемый вариант предполагает большие диспропорции в уровне экономического развития, площади и численности населения между муниципальными образованиями – сельсоветами. Самыми крупными по площади становятся Камышинский (12,25 кв. км) и Нижнемедведицкий (26,41 кв. км) сельсоветы, в которых проживает достаточно небольшое количество населения – 4,3 и 4,54 тысячи человек соответственно. По численности населения самыми крупными остаются Клюквинский и Щетинский сельсоветы.

 

Вариант разработчиков Схемы территориального планирования Курского района

 

Всего предлагается 10 муниципальных образований:

1. Бесединский сельсовет: численность населения 3,8 тыс. человек. Площадь – 17,689 тыс.га. Населенных пунктов 23. Предлагается объединить Бесединский и Троицкий сельсоветы. Граничит с Клюквинским, Ноздрачевским, Полевским и Шумаковским сельсоветами, а также Щигровским районом.

2. Верхнекасиновский сельсовет: численность населения 2,3 тыс. человек. Площадь – 18,866 тыс.га. Населенных пунктов 33. Предлагается объединить Брежневский, Шемякинский и Верхнекасиновский сельсоветы. Граничит с Полянским и Пашковским сельсоветами, а также Золотухинским, Фатежским и Щигровским районами.

3. Клюквинский сельсовет: численность населения 10,45 тыс. человек. Площадь – 10,834 тыс.га. Населенных пунктов 9. Граничит с Щетинским, Камышинским, Винниковским, Бесединским, Шумаковским и Лебяженским сельсоветами, а также муниципальным образованием городским округом Курск.

4. Моковский сельсовет: численность населения 8,41 тыс. человек. Площадь – 6,126 тыс.га. Населенных пунктов 23. Предлагается объединить Моковский и Ворошневский сельсоветы. Граничит с Полянским и Рышковским сельсоветами, а также муниципальным образованием городским округом Курск и Октябрьским районом.

5. Ноздрачевский сельсовет: численность населения 10,69 тыс. человек. Площадь – 24,354 тыс.га. Населенных пунктов 30. Предлагается объединить Щетинский, Камышинский, Ноздрачевский и Винниковский сельсоветы. Граничит с Бесединским, Клюквинским и Пашковским сельсоветами, а также муниципальным образованием городским округом Курск, Золотухинским и Щигровским районами.

6. Пашковский сельсовет: численность населения 4,41 тыс. человек. Площадь – 12,379 тыс.га. Населенных пунктов 23. Предлагается объединить Нижнемедведицкий и Пашковский сельсоветы. Граничит с Ноздрачевским и Верхнекасиновским сельсоветами, а также муниципальным образованием городским округом Курск и Золотухинским районом.

7. Полевской сельсовет: численность населения 4,06 тыс. человек. Площадь – 19,303 тыс.га. Населенных пунктов 15. Предлагается объединить Полевской и Муравленский сельсоветы. Граничит с Шумаковским и Бесединским сельсоветами, а также Солнцевским и Медвенским районами.

8. Полянский сельсовет: численность населения 2,1 тыс. человек. Площадь – 11,015 тыс.га. Населенных пунктов 13. Граничит с Верхнекасимовским и Моковским сельсоветами, а также муниципальным образованием городским округом Курск и Октябрьским районом.

9. Рышковский сельсовет: численность населения 6,41 тыс. человек. Площадь – 11,217 тыс.га. Населенных пунктов 11. Предлагается объединить Рышковский и Новопселеновский сельсоветы. Граничит с Шумаковским и Моковским сельсоветами, а также городским округом Курск, Октябрьским и Медвенским районами.

10. Шумаковский сельсовет: численность населения 5,62 тыс. человек. Площадь – 18,454 тыс.га. Населенных пунктов 23. Предлагается объединить Шумаковский и Лебяженский сельсоветы. Граничит с Полевским, Беседенским, Клюквинским и Рышковским сельсоветами, а также городским округом Курск и Медвенским районом.

Рассматриваемый вариант предполагает уменьшение диспропорций в уровне экономического развития, площади и численности населения между сельсоветами, некоторая диспропорция сохраняется, но основывается она, прежде всего, на схемах развития транспортного комплекса, инженерной и социальной инфраструктур. Самыми крупными по площади становятся Бесединский (17,0 кв. км), Верхнекасиновский  (19,5 кв. км) и Ноздрачевский (22,75 кв. км) сельсоветы. По численности населения – Ноздрачевский (10,69 тыс. чел.), Клюквинский (10,45 тыс. чел.) и Моковский (8,41 тыс. чел.) сельсоветы, опирающиеся на полюса роста территории – узловые населенные пункты. В остальных сельсоветах численность населения становится в среднем 5-6 тысяч человек.

 


Прикреплённый файл: Терр.-ое планирование на основании Муниципального контракта №05-07 от 6 сентября 2007 года ЧАСТЬ 3. [37.88 Kb]
Создан: 22.12.2010 11:36. Последнее изменение: 22.12.2010 11:36.
Количество просмотров: 4527