Официальный сайт муниципального образования
"Курский район"
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Объявления
Данный раздел содержит объявления о проведении аукционов на повышение, информацию ознакомительного характера, иную информацию.


<< Назад Версия для печати
 
ОРГАНИЗАЦИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ФСБ РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

 

Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 

                                                 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация в субъектах Российской Федерации деятельности
по противодействию идеологии терроризма. Методические рекомендации / Под общей редакцией А.И. Ковалёва. М., 2018. 50 с.

 

 

 

Авторский коллектив: В.А. Бошук, М.С. Георгадзе, Н.В. Синцов, А.Ю. Спицына. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….4

1. Противодействие идеологии терроризма как направление профилактики терроризма………………………………………………………………………………5

2. Организационные основы деятельности по противодействию идеологии терроризма………………………………………………………………………..........11

3. Основные направления и мероприятия по противодействию идеологии терроризма……………………………………………………………………….….....15

Заключение………………………………………………………………….…..25

Приложения………………………………………………………………….....26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе анализа нормативных правовых актов в сфере противодействия терроризму, решений Национального антитеррористического комитета[1], организационно-распорядительных документов аппарата Комитета, материалов практики деятельности федеральных органов исполнительной власти[2]
и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации[3], а также результатов проведенных межведомственных проверок деятельности органов власти по исполнению мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации.

Рекомендации направлены на формирование единого подхода и повышение качества деятельности в указанной сфере, распространение положительного опыта организации и практики реализации мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма. Предназначены для руководителей и сотрудников аппаратов комиссий, АТК муниципальных образований[4], а также
для государственных служащих, привлекаемых к организации и реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.


1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА

 

В современных условиях терроризм является одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации[5], что определяет необходимость противодействия ему на всех направлениях.

Вопросы противодействия терроризму регулируются различными отраслями российского законодательства и базируются на положениях Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации[6].

Согласно Концепции, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму[7] и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность
по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию
и расследованию террористической деятельности, минимизации
и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Правовая основа противодействия терроризму, основные его принципы определены  Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[8].

Противодействие терроризму[9] это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц по:

предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта[10] (борьба с терроризмом);

минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Приоритетным направлением противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма[11], которое обеспечивается, в том числе, путем создания системы противодействия идеологии терроризма[12].

Профилактика терроризма представляет собой совокупность мер[13] политического, социального, правового, организационного, информационного
и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений террористической направленности,
а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения ими указанных преступлений.

Политические меры: нормализация общественно-политической ситуации; решение социальных конфликтов; снижение уровня социально-политической напряженности и др.

Социально-экономические меры: оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития; сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации; обеспечение социальной защиты населения.

Правовые меры: реализация принципа неотвратимости наказания
за преступления террористического характера, финансирование терроризма; регулирование миграционных процессов, порядка использования информационно-коммуникационных систем и др.

Информационные меры: разъяснение сущности терроризма
и его общественной опасности; формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму.

Культурно-образовательные меры: пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального
и межконфессионального диалога.

Организационно-технические меры: разработка и реализация целевых программ и мероприятий, в том числе по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей техническими средствами защиты; улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму и др.

Наряду с комплексом мер по обеспечению антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств
и контролем за соблюдением административно-правовых режимов ключевым направлением профилактики терроризма является создание системы противодействия идеологии терроризма, имеющей целью недопущение вовлечения населения в террористическую деятельность посредством формирования устойчивого антитеррористического сознания.

Достижение данной цели осуществляется путем решения трех основных задач:

1. Разъяснение сущности терроризма и его крайней общественной опасности, в том числе через пропаганду социально значимых ценностей.

2. Создание и задействование механизмов защиты информационного пространства от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность.

3. Формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

В рамках реализации полномочий по профилактике терроризма:

- органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации[14] (высшие исполнительные органы[15]):

* организуют разработку и реализацию региональных государственных программ в указанной области;

* принимают меры (по результатам мониторинга) по устранению предпосылок, способствующих совершению ТА и формированию социальной базы терроризма;

* организуют принятие мер по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма;

* организуют обучение граждан, проживающих на территории соответствующего субъекта, методам предупреждения угрозы ТА;

* осуществляют межрегиональное сотрудничество в целях изучения вопросов профилактики терроризма;

- органы местного самоуправления[16]:

* разрабатывают и реализуют муниципальные программы;

* организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма
и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

* участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, организуемых ФОИВ и/или ОИВ;

* направляют в ОИВ предложения по вопросам участия в профилактике терроризма.

Для эффективного противодействия идеологии терроризма необходимо обеспечить скоординированность работы на этом направлении ФОИВ, ОИВ, ОМСУ, общественных организаций и объединений, других институтов гражданского общества.

На региональном уровне координацию деятельности территориальных органов ФОИВ, ОИВ и ОМСУ по профилактике терроризма, в том числе
по противодействию его идеологии, осуществляют АТК, а на местном уровне – АТК МО.

Для повышения эффективности реализации мероприятий по профилактике терроризма по решению председателя АТК в состав комиссии[17] могут включаться должностные лица ФОИВ, территориальных органов ФОИВ, ОИВ
по согласованию с соответствующим органом.

Например, в ряде регионов в состав АТК включены руководители территориальных органов федеральной службы исполнения наказаний,
ОИВ, осуществляющих управление в сфере образования и культуры, внутренней/национальной политики и др.

Таким образом, противодействие идеологии терроризма в Российской Федерации организовано на федеральном (разработка основополагающих документов, формирование методик профилактики, программ подготовки специалистов и  их обучение) и региональном (адаптация методик к обстановке, проведение профилактических информационных кампаний) уровнях государственного управления, а также на местном уровне (практическая реализация спланированных мер, информационно-пропагандистская работа, проведение индивидуальных мероприятий, в том числе по оказанию необходимой помощи).

Организационная основа системы профилактики терроризма, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды
и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих
в ней, установлены Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»[18].

Профилактика правонарушений разделена на общую, направленную
на выявление и устранение порождающих правонарушения причин и условий, способствующих или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан, и  индивидуальную, направленную на оказание воспитательного воздействия на конкретных лиц[19].

Работа ОИВ и ОМСУ по общей профилактике правонарушений
в рассматриваемой сфере осуществляется в таких формах профилактического воздействия, как:

- правовое просвещение и информирование (проведение семинаров, лекций, бесед, социологических исследований, издание научно-популярной литературы, создание радио- и телепередач, информационное сопровождение антитеррористической деятельности и др.);

- социальная адаптация (оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве);

- ресоциализация (реинтеграция в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера);

- социальная реабилитация (восстановление утраченных лицами социальных связей); помощь лицам, пострадавшим или подверженным риску правонарушений (необходимая поддержка для минимизации последствий правонарушений)[20].

По сложившейся практике, индивидуальная профилактическая работа
с гражданами организуется комиссиями по специально разработанному порядку, утверждаемому на заседании АТК.

При координирующей роли региональных АТК в муниципальных образованиях создаются специализированные межведомственные группы
по противодействию идеологии терроризма с участием представителей правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и духовенства. Членам межведомственных групп на основании данных правоохранительных органов формируются списки лиц, подлежащих профилактике; составляются графики персональной работы с каждым из таких лиц; результаты работы оформляются в виде опросных листов; данные лица привлекаются к участию в публичных выступлениях с осуждением радикальных идей и взглядов.

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

 

В целях формирования механизма реализации мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма комиссиям целесообразно организовать деятельность по:

- своевременному закреплению в организационно-распорядительных документах должностного лица в субъекте Российской Федерации, ответственного за общую координацию работы по противодействию идеологии терроризма в субъекте Российской Федерации;

- актуализации (при необходимости) персональных данных назначенных
в органах ОИВ и ОМСУ должностных лиц, на которых возлагается непосредственное руководство работой по исполнению мероприятий в указанной сфере;

- своевременному внесению функций по организации и реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма в положения об ОИВ[21], уставы ОМСУ и должностные регламенты (обязанности) лиц, назначенных ответственными за исполнение указанных функций;

- закреплению мероприятий по противодействию идеологии терроризма
в текущих и перспективных планах деятельности ОИВ и ОМСУ[22].
При необходимости разработать отдельные планы и программы в указанной сфере[23];

- использованию потенциала сформированных экспертных советов из числа ведущих специалистов[24] в области культуры, искусства, гуманитарных дисциплин, авторитетных представителей духовенства[25] для выработки информационной политики в сфере профилактики терроризма, ориентированной на конкретные категории населения, а также для оценки качества подготовленных контрпропагандистских материалов (эффективная работа совета обеспечивается как успешным подбором членов совета, так и активной позицией его председателя/секретаря);

- созданию постоянных групп специалистов по информационному противодействию терроризму[26] из числа авторитетных представителей научной
и творческой интеллигенции, общественных деятелей, священнослужителей традиционных конфессий, сотрудников специальных служб и административных органов[27] для подготовки и проведения регулярных просветительских мероприятий антитеррористической тематики с различными категориями населения, прежде всего с молодежью;

- оказанию методической и практической помощи АТК МО, в том числе
с отражением положительного опыта, характерных недостатков в обзорах
по результатам деятельности[28], а также формированию единого регионального информационного пространства с размещением антитеррористических материалов для специалистов;

- профессиональному обучению руководителей и сотрудников аппаратов АТК МО по методике проведения мероприятий по профилактике
и противодействию терроризму[29].

Комиссиям  целесообразно на базе одного из вузов, находящегося в субъекте Российской Федерации, организовать систематическое проведение краткосрочных курсов повышения квалификации специалистов ОМСУ, принимающих участие в работе по противодействию идеологии терроризма;

- заслушиванию должностных лиц, проведению соответствующих проверок деятельности ОИВ и АТК МО[30] и выездных заседаний комиссий в муниципальных образованиях со сложной обстановкой в рамках реализации контрольной функции.

Во многих регионах сложилась практика привлечения к проверкам организации деятельности по профилактике терроризма в муниципальных образованиях органов прокуратуры (для оценки исполнения законодательства
в сфере противодействия терроризму)[31], ОИВ (для оценки деятельности
по противодействию терроризму профильными ОМСУ).

Также к участию в отдельных проверках рекомендуется приглашать секретарей АТК соседних муниципальных образований, что обеспечивает распространение положительного опыта и упреждающее устранение характерных недостатков. Результаты проверок и выработанные предложения по совершенствованию работы докладываются председателю комиссии для принятия управленческих решений;

- подготовке и направлению в аппарат НАК для распространения положительного опыта материалов об организации и реализации мероприятий
по противодействию идеологии терроризма для публикации в печатных изданиях НАК[32].

Вопросы о ходе реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма на территории субъекта Российской Федерации рассматриваются
на заседаниях АТК[33].

При организации деятельности по противодействию идеологии терроризма в субъекте Российской Федерации следует учитывать основные функции[34] региональных АТК в указанной сфере:

- мониторинг процессов и террористических угроз в регионе (использовать на постоянной основе результаты мониторинга при разработке и утверждении планов работы региональных и муниципальных комиссий, профилактических мероприятий, региональных планов и программ в сфере профилактики терроризма, а также своевременное внесение в них коррективов с учетом изменений обстановки);

- организацию подготовки проектов и реализации государственных программ, планов по противодействию идеологии терроризма (планирование конкретных целевых мероприятий и определение сил и средств, необходимых
для их выполнения.
Следует иметь в виду, что финансовое обеспечение антитеррористической деятельности в субъектах Российской Федерации
и в ОМСУ (в том числе в сфере противодействия идеологии терроризма) осуществляется каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов[35]).

- разработку и координацию исполнения мер по противодействию распространению идеологии терроризма (выработка комиссиями решений, нацеленных на достижение общей цели, устранение параллелизма и дублирования действий субъектов профилактики);

- организацию взаимодействия территориальных органов ФОИВ, ОИВ
и ОМСУ с институтами гражданского общества, а также их привлечение
к участию в соответствующих мероприятиях (обмен информацией, подготовка совместных планов, проведение конференций, семинаров общественных мероприятий и т. п., привлечение их к индивидуальным профилактическим мероприятиям);

- анализ эффективности принимаемых территориальными органами ФОИВ, ОИВ и ОМСУ мер по профилактике терроризма в целях своевременной корректировки мероприятий адекватно складывающейся обстановке.

Таким образом, АТК организует работу всех имеющихся на территории субъекта Российской Федерации сил и средств. Непосредственная же реализация мер по противодействию идеологии терроризма осуществляется на уровне муниципальных образований.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

 

 

Приоритетными направлениями деятельности АТК в сфере противодействия идеологии терроризма являются:

1. Профилактическая работа с отбывающими наказание за совершение преступлений террористической направленности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Основным организатором этой работы является Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации[36] и ее территориальные органы, действующие на основании приказа ФСИН России от 24 ноября 2017 г. № 1111 «Об организации мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы[37]».

В учреждениях УИС на системной основе проводится разъяснительная работа об уголовной и административной ответственности за участие
в террористической и экстремистской деятельности и распространение запрещенных материалов, а также выявление лиц, распространяющих террористическую идеологию, пресечение их противоправной деятельности.
В библиотеках исправительных учреждений проводится работа
по формированию и пополнению информационных массивов художественными
и публицистическими произведениями отечественных и зарубежных авторов, научно-популярными изданиями, материалами конкурсов научных и творческих работ антиэкстремистской направленности.

В целях организации профилактической работы в учреждениях УИС заключаются и реализуются соглашения о взаимодействии с различными субъектами противодействия идеологии терроризма:

- религиозными организациями, представляющими традиционные
для России конфессии.

В настоящее время в соответствии с положениями статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в учреждениях УИС выполняется более 30 соглашений о взаимодействии между территориальными органами ФСИН России и региональными религиозными организациями.
На основании указанных документов представителями религиозных организаций с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными проводится духовно-нравственная и просветительская работа в целях склонения их к отказу
от дальнейшей противоправной деятельности, воспитания толерантности
к представителям других религиозных конфессий;
 

- ОИВ, осуществляющими управление в сфере образования, науки, культуры, молодежной политики.

Реализуются совместные с территориальными органами ФСИН России планы воспитательных мероприятий, направленных на недопущение распространения идеологии терроризма среди осужденных; проводятся мероприятия по духовно-нравственному и культурному воспитанию осужденных, предусматривающие совместные встречи, консультации, организацию музейных выставочных проектов, тематических и концертных программ, национальных праздников;

- деятелями культуры, представителями государственных и общественных организаций, преподавателями кафедр философии, религиоведения, теологии государственных университетов.

Организуются соответствующие лекции с участием указанных специалистов. Осужденным периодически демонстрируются аудио-
и видеозаписи выступлений представителей Русской Православной Церкви
и мусульманских религиозных организаций. Информация, направленная
на формирование межконфессиональной толерантности, размещается
на стендах наглядной агитации в общежитиях отрядов осужденных
и доводится до них в том числе с использованием видео- и аудиотрансляций.

АТК координирует профилактическую работу территориальных органов ФОИВ, ОИВ и институтов гражданского общества, уделяя особое внимание организации:

- просветительских, воспитательных мероприятий с отбывающими наказание заключенными с участием государственных и общественных организаций, лидеров общественного мнения, деятелей образования, науки
и культуры и т. п.

Рекомендуется во взаимодействии с территориальным органом ФСИН России определить потребность в специалистах и представителях гражданского общества для проведения профилактических мероприятий среди осужденных, осуществить на территории региона подбор специалистов, имеющих потенциал для проведения такой работы с выделенной категорией, спланировать и провести мероприятия по оказанию воздействия
на соответствующих лиц;

 

- использования в информационно-пропагандистской работе, проводимой
в регионе, в том числе в СМИ и сети «Интернет», видеоматериалов с интервью раскаявшихся и амнистированных бандитов и их пособников.

2. Работа по адаптации и социальной реабилитации лиц, отбывших наказание за совершение преступлений террористической направленности,
а также добровольно отказавшихся от террористической и экстремистской деятельности.

Основным организатором этой работы является Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и приказом МВД России
от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обеспечивает учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора[38] и организует систематический контроль за соблюдением поднадзорными лицами установленных судом административных ограничений и выполнением
ими предусмотренных законом обязанностей.

Роль АТК на данном направлении деятельности заключается в организации проведения ОИВ информационно-пропагандистских мероприятий с лицами, отбывшими наказание за совершение преступлений террористической направленности.

ОИВ (осуществляющими полномочия в сфере образования, культуры, молодежной/внутренней политики и социальной сфере) рекомендуется осуществлять мероприятия по адаптации и социальной реабилитации данных лиц. В частности, таким лицам уполномоченными органами в области социальной защиты и социальной поддержки оказывается содействие в трудоустройстве, определении с местом жительства, решении отдельных вопросов личного характера.

В тех регионах, где этого требует складывающаяся обстановка, решением главы субъекта Российской Федерации создаются и действуют комиссии
по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. Для указанных категорий лиц разрабатываются программы адаптации и социальной реабилитации. Эффективность реализации указанных программ во многом зависит от обеспечения индивидуального подхода к каждому из адаптируемых лиц.

Например, ОИВ в субъектах Российской Федерации, расположенных
в СКФО и ЮФО, таким лицам в рамках адресной работы оказывается психологическая поддержка, даются разъяснения о возможностях прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, они трудоустраиваются на постоянную или временную работу.

3. Организация индивидуальной профилактической работы с родственниками (женами, детьми, братьями, сестрами и т. д.) членов бандформирований.

АТК организуют выработку мер адресной профилактики с родственниками членов бандформирований (действующих, уничтоженных и осужденных).
В этих целях целесообразно создавать специализированные межведомственные группы с участием представителей правоохранительных органов, ОМСУ, общественных организаций и духовенства, на плановой основе проводить
с данной категорией лиц встречи, беседы, при необходимости оказывать содействие в решении бытовых проблем, а также привлекать к мероприятиям общепрофилактической направленности.

Так, в ряде регионов Российской Федерации в образовательных учреждениях введено в практику применение методов психолого-педагогической диагностики, создана база данных несовершеннолетних детей «группы риска», воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности. Их учет позволяет охватить адресной работой всех нуждающихся в ней несовершеннолетних и обеспечить индивидуальный подход к каждому из них.

Указанными группами на основании данных правоохранительных органов формируются списки родственников членов бандформирований, составляются графики персональной работы с ними, результаты закрепляются листами бесед[39]. В адресных мероприятиях принимают участие представители аппаратов
АТК МО. В ходе профилактических бесед объекты склоняются к участию
в публичных выступлениях с осуждением радикальных идей и взглядов.

В частности, при проведении в субъектах Российской Федерации, расположенных в СКФО, акций, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе
с терроризмом, принимали участие бывшие участники бандформирований
(их родственники), а также члены семей сотрудников полиции, погибших
при исполнении служебного долга, что заметно повлияло на формирование положительного информационного фона в регионах.

4. Организация профилактической работы с лицами, получившими религиозное образование за рубежом, а также по недопущению распространения среди мусульман, проживающих на территории региона, идеологии терроризма.

Рост числа проповедников радикальных идей из числа россиян, получивших теологическое образование в исламских учебных заведениях за рубежом, обуславливает необходимость организации работы АТК по оказанию адресного воздействия на указанную категорию граждан.

Для этого АТК необходимо скоординировать работу ОИВ и ОМСУ
по подбору руководителей и представителей религиозных организаций традиционных для России направлений ислама, которых можно использовать
в профилактической работе. Совместно с ними разработать необходимые меры
и организовать работу на местах.

Так, при содействии руководителей религиозных организаций вернувшиеся
в Российскую Федерацию слушатели проходят обязательную аттестацию
в структурах Центрального духовного управления мусульман России и духовных управлений мусульман[40], а изъявившие желание преподавать – переподготовку
в Центре повышения квалификации имамов и преподавателей учебных заведений при духовном образовательном учреждении Российский исламский институт.

Профилактическая работа по недопущению распространения среди мусульман, проживающих на территории региона, идеологии терроризма должна организовываться АТК с привлечением руководителей ДУМ, исламских религиозных организаций традиционной направленности. В этих целях также целесообразно использовать возможности экспертного совета, в который входят представители национальных и религиозных организаций, общественных советов (комиссий), действующих при территориальных органах ФОИВ, постоянно действующих групп по информационному противодействию терроризму.

Помимо традиционных для религиозных организаций форм работы (проповеди в культовых учреждениях, выезды представителей ДУМ в населенные пункты для встреч с мусульманским населением, участие в сходах граждан
и т. п.), рационально практиковать такие формы профилактической работы,
как встречи авторитетных представителей духовенства с мигрантами
из мусульманских государств, посещение пенитенциарных учреждений
для проведения разъяснительных бесед с заключенными, подготовка
и распространение в образовательных и религиозных учреждениях специально подготовленных материалов, в том числе с соответствующими цитатами
из священных писаний.

Необходимо иметь в виду, что в целях совершенствования уровня подготовки государственных служащих ФАДН России в 2017 году разработаны:

- пособие для работников ОИВ и сотрудников правоохранительных органов по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями;

- методические рекомендации по приведению региональных программ обучения в соответствие с федеральными;

- методические рекомендации для ОИВ и ОМСУ по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики на региональном уровне,
в том числе по выявлению и предупреждению межнациональных конфликтов
и формированию позитивных межнациональных и этнорелигиозных отношений.
 

5. Организация работы по противодействию идеологии терроризма среди мигрантов.

С целью организации профилактической работы с трудовыми мигрантами АТК необходимо скоординировать деятельность ОИВ, осуществляющими управление в сфере внутренней политики, по взаимодействию
с работодателями, представителями диаспор (землячеств), руководителями
и представителями традиционных для России религиозных организаций.

Для повышения эффективности указанной работы целесообразно использовать возможности представителей религиозных организаций, исламоведов, социологов, историков, религиоведов, политологов и других специалистов, в том числе при проведении в местах компактного проживания трудовых мигрантов разъяснительных бесед по вопросам соблюдения миграционного законодательства и недопущения распространения террористических идей.

Пристальное внимание АТК необходимо уделить организации профилактической работы в среде иностранных студентов и детей-мигрантов, которую целесообразно выстраивать с участием специалистов образования, религиозных организаций и национальных объединений.

Например, в ряде регионов Российской Федерации сложилась практика закрепления за студентами из числа иностранных граждан российских студентов для оказания необходимой помощи, тестирования иностранных граждан/мигрантов на знание русского языка и основ истории России
с участием педагогов образовательных организаций высшего образования.

К работе по культурной адаптации мигрантов следует привлекать автономные (некоммерческие) организации (школы правовой грамотности, некоммерческие организации по оказанию помощи мигрантам, центры социальной адаптации трудовых мигрантов).

6. Организация и проведение мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде.

В целях организации мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде АТК целесообразно нацелить ОИВ, ОМСУ и институты гражданского общества на:

- освещение/подготовку научно-популярных, документальных
и художественных произведений антитеррористической направленности[41], разъясняющих угрозы, возникающие вследствие распространения идей терроризма, религиозного и политического экстремизма, межнациональной
и межконфессиональной розни.

В том числе, размещать пресс-релизы, интервью и комментарии лидеров национальных и религиозных объединений, общественных организаций, экспертов по антитеррористической тематике, а также записанные раскаяния лиц, признанных виновными в совершении преступлений. В распространении указанных материалов задействовать систему кинопроката и информационные терминалы;

- обеспечение широкого использования таких материалов в учебном процессе, ОИВ, осуществляющим управление в сферах образования, науки, культуры и молодежной политики, внедрение вновь разработанных методик и литературы.

В этой работе творчески использовать разработанные и направленные Минобрнауки России[42] в органы управления образованием в субъектах Российской Федерации методические рекомендации по:

внедрению программ психолого-педагогического сопровождения детей
из семей участников религиозно-экстремистских объединений и псевдо-религиозных сект деструктивной направленности, а также методические материалы для педагогических и управляющих работников образовательных организаций по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде для использования в работе[43];

профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях (для педагогических работников)[44];

вопросам, связанным с ресоциализацией подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической направленности[45];

совершенствованию работы органов управления образованием
и молодежной политикой СКФО и ЮФО по реализации мер противодействия идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде[46];

- проведение мероприятий, в том числе в рамках общероссийских
и региональных («Территория смыслов», «Таврида» и др.) и окружных («Каспий», «Машук» и др.) молодежных форумов, направленных на предупреждение распространения террористических идей среди молодежи, на ее воспитание
в духе межнационального и межрелигиозного уважения;

- оказание содействия общественным молодежным объединениям, образовательным организациям высшего образования по реализации
мер противодействия идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде.

Путем привлечения дополнительных финансовых средств (включая внебюджетные) на проведение мероприятий по противодействию идеологии терроризма, в том числе за счет субсидирования (грантов) социально значимых проектов из средств региональных бюджетов;

- развитие взаимодействия с создаваемыми на базе федеральных университетов методическими центрами по разработке материалов антитеррористической направленности в направлении подготовки и внедрения вновь подготовленных материалов по противодействию терроризму
и его идеологии.

7. Организация деятельности по противодействию идеологии терроризма в сети «Интернет» (в том числе в социальных сетях и блогах).

На данном направлении работы АТК координируют деятельность территориальных подразделений ФОИВ, ОИВ, осуществляющих управление
в сферах образования, науки, культуры и молодежной политики,
в выявлении, запрещении в судебном порядке и блокировании (пресечении) деятельности интернет-ресурсов, содержащих террористические
и экстремистские материалы.

Это требует в первую очередь высокого уровня организации
и осуществления информационного обмена между территориальными органами ФОИВ и ОИВ.

Одновременно для выявления интернет-ресурсов с материалами террористического и экстремистского характера и осуществления адресного профилактического воздействия на лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма, АТК рекомендуется организовать задействование и иных имеющихся в регионе возможностей квалифицированных специалистов (групп специалистов, в т. ч. «Кибердружин», молодежных активов вузов, общественных организаций
и независимых экспертов), работающих в сети «Интернет».

Задачами таких «Кибердружин» могут быть:

- проведение мониторинга террористической и экстремистской активности в сети «Интернет»;

- изготовление и размещение материалов антитеррористической направленности;

- ведение разъяснительной работы среди указанных выше категорий граждан.

При выявлении таких ресурсов созданными группами информация передается в территориальные подразделения МВД России для последующей проверки и принятия мер пресечения.

8. Организация общественно-политических мероприятий, в том числе посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября).

АТК должны координировать организацию различных общественно-политических мероприятий в регионе, добиваясь системности их проведения. ОИВ и ОМСУ рекомендуется осуществлять их подготовку в тесном взаимодействии с общественными, в том числе волонтерскими, организациями,
с созданием межведомственных групп и утверждением соответствующих планов.

В образовательных и спортивных организациях необходимо проводить школьные линейки, классные часы, уроки памяти и мужества с участием сотрудников силовых структур, общественных деятелей, представителей традиционных религий, тематические конкурсы (стенгазет, сочинений, рисунков и т. п.). На базе школьных библиотек оборудовать книжные и художественные выставки, дискуссионные площадки для учащихся и студентов на тему противодействия терроризму.

В учреждениях культуры реализовывать художественные проекты (литературно-музыкальные вечера, концерты-реквиемы, спектакли, лекции, выставки, тематические кинопоказы). Организовывать спортивные турниры, фестивали и первенства, приуроченные к памятным датам. Активно вовлекать
в указанную деятельность несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или оставшихся без попечения родителей, детей
с ограниченными возможностями.

С привлечением священнослужителей традиционных для России религий инициировать богослужения, панихиды и молитвенные поминовения жертв терроризма. Обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации проведенных общественных акций.

При планировании мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом, аппаратам АТК необходимо основываться на рекомендуемых аппаратом НАК типовых сценариях проведения Дня солидарности, образцах видео-, аудио- и изобразительной продукции[47], направленных письмами
от 17.08.2012 № 011/АТК и от 05.08.2013 №№ 220/1-сл - 220/83-сл).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время создана и положительно зарекомендовала себя система противодействия идеологии терроризма. Совершенствуются приемы и методы профилактической работы, и в целом деятельность АТК.

Вместе с тем, несмотря на большое внимание, уделяемое противодействию идеологии терроризма, значительный опыт, наработанный АТК по реализации мероприятий в данной сфере, и достигнутые результаты, деятельность
на указанном направлении требует дальнейшего совершенствования. Она должна носить наступательный,  упреждающий, превентивный характер. Динамичное развитие оперативной обстановки требует от АТК и их аппаратов постоянного повышения уровня организации работы и необходимого ресурсного обеспечения (кадрового, аналитического, организационно-технического, финансового).

Полагаем, что настоящие методические рекомендации позволят сформировать единый подход и повысить качество профилактических мероприятий, там самым обеспечив необходимый уровень защиты личности, общества и государства от террористических угроз.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Образцы документов

 

Приложение № 1

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ (УКАЗ)

ГУБЕРНАТОРА (ГЛАВЫ)____________

«Об экспертном совете при антитеррористической комиссии
в __________»

В целях совершенствования информационной политики в сфере профилактики терроризма на территории ___________ и научного обеспечения деятельности антитеррористической комиссии в ________ постановляю:

1. Образовать при антитеррористической комиссии в ________ экспертный совет.

2. Утвердить прилагаемые:

а) Положение об экспертном совете при антитеррористической комиссии в_________ ;

б) состав экспертного совета при антитеррористической комиссии
в _________.

3. Настоящее постановление (Указ) вступает в силу со дня его подписания.

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертном совете

при антитеррористической комиссии в _____________

 

1. Общие положения

Экспертный совет при антитеррористической комиссии в ____________ (далее – Совет) образован в целях научно-методологического и аналитического обеспечения деятельности антитеррористической комиссии в _______________ (далее – АТК).

Совет является экспертным органом, призванным на основе взаимодействия общественности и научных кругов, ведущих деятелей культуры и представителей духовенства содействовать поиску эффективных решений для реализации государственной политики в области профилактики терроризма.

Правовую основу деятельности Совета составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, законы _________, постановления (указы)
и распоряжения губернатора (главы) _______, решения АТК, а также настоящее Положение.

2. Основные задачи

Для достижения указанной цели Совет решает следующие задачи:

оказание информационного и экспертно-консультативного содействия органам государственной власти _______, органам местного самоуправления муниципальных образований ____________ в выработке основных подходов
к реализации мероприятий информационно-пропагандистского сопровождения антитеррористической деятельности в рамках реализации государственной политики в области противодействия терроризму;

научная проработка актуальных вопросов противодействия идеологии терроризма в __________, а также научная экспертиза предложений
по важнейшим направлениям государственной политики в этой области;

содействие в реализации решений комиссии в части профилактики терроризма.

3. Функции

Для решения задач Совет реализует функции:

в сфере оказания содействия в выработке основных подходов к реализации мероприятий информационно-пропагандистского сопровождения антитеррористической деятельности:

- оказывает научно-методическую поддержку органам власти (субъектам профилактики терроризма в _________), в том числе путем привлечения специалистов соответствующего профиля, использования потенциала высших
и иных учебных заведений для научного прикладного обеспечения антитеррористической пропагандистской работы с различными категориями населения, прежде всего с молодежью;

- создает постоянные группы специалистов из числа авторитетных представителей научной и творческой интеллигенции, общественных деятелей, священнослужителей традиционных для Российской Федерации конфессий
для участия их в подготовке и проведении регулярных просветительских мероприятий антитеррористической тематики с различными категориями населения;

- вносит предложения и рекомендации по освещению в средствах массовой информации деятельности АТК, антитеррористических комиссий муниципальных образований _____________, участвует в подготовке материалов к публикации
в периодической печати и других изданиях, проводит иные мероприятия
в целях широкого информационного освещения антитеррористической деятельности;

в сфере научной проработки актуальных вопросов и экспертизы предложений в области противодействия терроризму:

- готовит экспертные заключения в рамках определения наиболее эффективных подходов к практической реализации задач по противодействию терроризму;

- совершенствует методологии научного обоснования, прогнозирования
и выявления террористических угроз в _________, а также дает научную оценку мер по обеспечению антитеррористической безопасности _________;

- осуществляет научную экспертизу проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам противодействия идеологии терроризма в ___________;

в сфере содействия в реализации решений комиссии:

- формирует предложения по основным направлениям развития, механизмам реализации и исполнения государственных программ __________
по противодействию терроризму на территории _____________;

- разрабатывает предложения и участвует в работе
по совершенствованию законодательной и нормативной базы в области противодействия терроризму;

- организует мероприятия по научному и общественному обсуждению,
в том числе в средствах массовой информации, основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму;

- разрабатывает предложения по усилению общественной поддержки антитеррористических мероприятий, формированию в обществе позитивного мнения о деятельности органов государственной власти по вопросам противо­действия терроризму и достигнутых результатах;

- участвует в изучении и оценке информации о состоянии антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов и мест массового пребывания людей на территории _________ и о возникающих террористических угрозах;

- участвует в подготовке аналитических материалов к заседаниям комиссии;

- подготавливает предложения по направлениям научных исследований
в области противодействия идеологии терроризма в ____________.

4. Права

Для выполнения предусмотренных настоящим Положением функций Совет имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке материалы
и информацию от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций;

привлекать для участия в работе (по согласованию) специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений
и организаций (с их согласия);

вести переписку с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

5. Организация деятельности

Совет формируется в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря Совета и членов Совета.

Председатель Совета:

организует работу Совета;

создает постоянно действующие рабочие группы, в которые входят члены Совета (группы специалистов) по направлениям деятельности Совета;

представляет выработанные Советом предложения по реализации государственной политики в области профилактики терроризма
в антитеррористическую комиссию.

Ответственный секретарь Совета:

взаимодействует с членами Совета, его структурными образованиями
и координирует их деятельность;

организует взаимодействие Совета с органами государственной власти ___________, общественными и научными организациями, предприятиями
и учреждениями;

ведет переписку по вопросам, касающимся деятельности Совета;

организует проведение заседаний Совета и оформляет протоколы заседаний Совета;

ведет учет решений Совета и осуществляет текущий контроль
их исполнения.

Деятельность Совета осуществляется в форме заседаний по мере необходимости, которая определяется его председателем.

Порядок планирования работы Совета, подготовки и проведения заседаний, а также вопросы обеспечения деятельности Совета определяются регламентом Совета, утверждаемым председателем Комиссии.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Совета осуществляется соответствующими подразделениями администрации губернатора (главы) _____________ и правительства _____________.

Информационно-справочное обеспечение деятельности Совета осуществляют органы и организации, руководители (представители) которых входят в состав Комиссии или привлекаются к ее работе, а также аппарат Комиссии.

 

Приложение № 2

 

УТВЕРЖДАЕТСЯ
Главой субъекта Российской Федерации,
председателем антитеррористической
комиссии в субъекте Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

ТИПОВОЙ ПЛАН

противодействия идеологии терроризма

в субъекте Российской Федерации на 2019 - 2023 годы

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

Характеристика обстановки в регионе в сфере противодействия идеологии терроризма…

Целью реализации настоящего плана является снижение уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущение их вовлечения в террористическую деятельность.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

разъяснение сущности терроризма и его крайней общественной опасности, в том числе через пропаганду социально значимых ценностей.

создание и задействование механизмов защиты информационного пространства от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность.

формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнителями мероприятий являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

К решению указанных задач в пределах своей компетенции привлекаются средства массовой информации, органы организация, науки, культуры, общественные и религиозные организации, а также другие институты гражданского общества
и юридические лица независимо от форм собственности.

Общую координацию и контроль за реализацией мероприятий Плана осуществляет аппарат АТК в субъекте Российской Федерации. Для его реализации привлекается межведомственная рабочая группа из числа представителей заинтересованных органов государственной власти и иных общественных организаций.

Обеспечить подготовку и направление в аппарат АТК отчетов о ходе выполнения мероприятий Плана одни раз
в полугодие:

I полугодие – к 20 июня отчетного года;

за год – к 1 декабря отчетного года.

Финансирование мероприятий Плана осуществлять за счет бюджетных средств органов государственной власти
и местного самоуправления, в т. ч. в рамках реализации государственных программ в указанной сфере, а также за счет привлечения дополнительных средств из внебюджетных источников.

 

 

2. Перечень мероприятий по противодействию идеологии терроризма

 

№ п/п

Содержание мероприятий

 

Исполнители

мероприятий

 

Ожидаемый результат

Срок выполнения мероприятий

Источник финансирования

1.

В целях организации работы
по исполнению мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма

 

Формирование механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий
по противодействию идеологии терроризма

 

 

1.1

Организовать повышение квалификации должностных лиц, ответственных
за реализацию мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма, по теме «Организация и проведение профилактической работы
по противодействию идеологии терроризма с различными категориями граждан», в т.ч. на базе федеральных университетов

(сотрудники органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, образовательных образований, учреждений физической культуры и спорта, органов социальной защиты населения, представители СМИ и другие)

аппарат АТК,

ОИВ, уполномоченные в сфере образования,

ОМС

 

Повышение квалификации специалистов в сфере противодействия идеологии терроризма

Февраль,

ноябрь

В рамках основной деятельности

1.2

Разработать методические рекомендации по организации адресной профилактической работы
по недопущению вовлечения выделенной категории граждан
в деятельность МТО

ЭС при АТК,

аппарат АТК,

территориальные органы безопасности, внутренних дел, службы исполнения наказаний

Методическое обеспечение субъектов антитеррористической деятельности

Декабрь

В рамках основной деятельности

2.

В целях разъяснения преступной сущности терроризма и его крайней общественной опасности:

 

 

 

 

2.1

Осуществить подготовку и разместить на местных телеканалах и в сети «Интернет» видеоматериалы антитеррористического содержания 
по вопросам пропаганды социально значимых ценностей и создания условий для мирных межнациональных и межрелигиозных отношений

Заинтересованные ОИВ, ОМС, СМИ,

территориальные органы безопасности, внутренних дел, аппарат АТК

Пропаганда социально значимых ценностей

Ежеквартально

Государственная программа

2.2

Организовать проведение общественных мероприятий (встречи, лекции) с участием руководителей
и представителей религиозных организаций по профилактике распространения среди мусульман идеологии терроризма

Заинтересованные ОИВ, ОМС, религиозные организации, аппарат АТК, территориальные органы безопасности, внутренних дел

Предупреждение распространения идеологии терроризма

Ежеквартально

В рамках основной деятельности

2.3

Провести с участием представителей общественных и религиозных организаций, деятелей культуры
и искусства культурно-просветительские и воспитательные мероприятия в образовательных организациях по привитию молодежи идей межнационального
и межрелигиозного уважения

ОИВ уполномоченные в сфере образования, молодежной политики, культуры, спорта

религиозные организации,

аппарат АТК

Недопущение вовлечения учащейся молодежи
в террористическую деятельность

По отдельным планам

В рамках основной деятельности

2.4

Организовать проведение круглых столов в молодежной среде с участием активов молодежных и патриотических организаций, представителей национальных диаспор и религиозных организаций

Заинтересованные ОИВ, ОМС,

религиозные организации, аппарат АТК

Предупреждение распространения идеологии терроризма

Ежеквартально

В рамках основной деятельности

2.5

Обеспечить использование средств наружной рекламы
для антитеррористического информационно-пропагандистского воздействия на граждан

 

Заинтересованные ОИВ, ОМС, аппарат АТК

Предупреждение распространения идеологии терроризма

Ежеквартально

Государственная программа

2.6

Организовать проведение общественно-политических мероприятий, посвященных Дню солидарности
в борьбе терроризмом

 

ОИВ, уполномоченные в сфере образования, культуры, молодежной политики, спорта, ОМС, аппарат АТК

Предупреждение распространения идеологии терроризма

Ежегодно (сентябрь)

Государственная программа

3.

В целях оказания адресного профилактического воздействия на лиц, наиболее подверженных либо
уже подпавших под воздействие идеологии терроризма:

Категории лиц:

- молодежь, состоящая на учете
в правоохранительных органах;

- группы риска в образовательных организациях;

- лица, получившие религиозное исламское образование за рубежом;

- отбывшие (отбывающие) наказание
за преступления террористической направленности;

- родственники членов бандподполья и выехавших за границу для участия
в деятельности МТО

 

 

 

 

3.1

Организовать проведение адресных профилактических мероприятий
с выделенными категориями граждан
с участием сотрудников правоохранительных органов, представителей общественных, религиозных и иных организаций
в целях склонения к отказу
от противоправной деятельности, раскаянию и участию
в профилактических мероприятиях

Межведомственная рабочая группа по адресной работе, ОМС, территориальные органы безопасности, внутренних дел, службы исполнения наказаний,

аппарат АТК

Склонение к отказу
от террористической деятельности

По отдельным планам

В рамках основной деятельности

3.2

Организовать проведение адресных профилактических мероприятий среди осужденных за преступления террористической направленности по недопущению распространения идеологии терроризма в учреждениях уголовно-исполнительной системы
с привлечением представителей религиозных организаций, психологов и других специалистов

Территориальные органы службы исполнения наказаний, территориальные органы безопасности, внутренних дел,

аппарат АТК

Склонение к отказу
от террористической деятельности

По отдельным планам

В рамках основной деятельности

3.3

Осуществить мероприятия
по социальной реабилитации граждан, отбывших наказание за преступления террористической и экстремистской направленности

Заинтересованные ОИВ, ОМС, территориальные органы службы исполнения наказаний, внутренних дел,

аппарат АТК

Недопущение рецидива террористической деятельности

По отдельным планам

Государственная программа

3.4

Организовать проведение адресных профилактических мероприятий среди мигрантов из стран с повышенной террористической опасностью
с участием лидеров религиозных организаций, национальных диаспор
и других специалистов

Территориальные органы внутренних дел, ОИВ, уполномоченные в сфере внутренней политики, культуры,

аппарат АТК

Недопущение распространения радикальных идей на территории субъекта Российской Федерации

По отдельным планам

В рамках основной деятельности

4.

В целях создания и задействования механизмов защиты информационного пространства от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность:

 

 

 

 

4.1

Продолжить работу по выявлению
и блокированию (пресечению) деятельности интернет-ресурсов, содержащих террористические
и экстремистские материалы

Территориальные органы
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, территориальные органы безопасности, внутренних дел, прокуратура, Следственный комитет,

аппарат АТК

Пресечение каналов распространения идеологии терроризма

Планируемый период

 

В рамках основной деятельности

 

Приложение:

1. Статистические сведения об элементах оперативной обстановки, о выполнении АТК в субъектах Российской Федерации мероприятий Плана противодействия идеологии терроризма в субъекте Российской Федерации
на 2019 – 2023 годы и расходовании финансовых средств для их реализации.

2. Решения НАК и АТК в субъекте Российской Федерации в сфере противодействия идеологии терроризма (актуальные).

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

 

Перечень

вопросов по оценке организации и состояния

деятельности ОИВ и АТК МО по реализации мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма

 

I. Организация ОИВ и АТК МО деятельности по реализации мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма.

1. Определение должностных лиц ОИВ и ОМСУ, на которых возложено непосредственное руководство (организация) работой по выполнению мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Юридическое закрепление принятых решений.

2. Внесение функций по организации и реализации мероприятий
по противодействию идеологии терроризма в положения об ОИВ, уставы муниципальных образований и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

3. Наличие в региональных планах (программах) в сфере противодействия идеологии терроризма мероприятий ОИВ и ОМСУ.

4. Рассмотрение вопросов в сфере противодействия идеологии терроризма
на заседаниях АТК МО (периодичность, тематика заседаний, заслушивания ответственных должностных лиц, принятые решения).

5. Оказание методической и практической помощи ОМСУ в организации
и исполнении мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма.

6. Деятельность экспертного совета, созданного из ведущих специалистов в области науки, культуры, искусства, авторитетных общественных деятелей и представителей духовенства для выработки информационной политики в сфере профилактики терроризма[48].

7. Деятельность постоянных групп специалистов по информационному противодействию терроризму.

8. Создание и деятельность других рабочих органов (групп) при АТК МО, занимающихся вопросами противодействия идеологии терроризма.

9. Использование результатов мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Российской Федерации
при планировании мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

10. Взаимодействие АТК МО с территориальным подразделениями органов безопасности и внутренних дел по выполнению мероприятий
по противодействию идеологии терроризма (обмен информацией, совместные мероприятия и их результаты и др.).

11. Организация/участие на региональном уровне обучения государственных и муниципальных служащих для работы в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

12. Предложения по совершенствованию организации работы
по исполнению Комплексного плана.

 

II. Сведения о реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма и достигнутых при этом результатах.

Индивидуальная профилактическая работа:

1. Организация и результаты профилактического воздействия на лиц, наиболее подверженных влиянию идеологии терроризма (наличие/получение списков лиц указанных категорий, конкретные результаты выполнения, документальные материалы, отражающие эти результаты, осуществление ОМСУ работы по социальной реабилитации граждан, отбывших наказание
за преступления террористической направленности).

2. Организация и результаты деятельности по недопущению рецидивов террористической и религиозно-экстремистской деятельности.

3. Организация и проведение на постоянной основе профилактической работы среди мигрантов.

Общая профилактика:

1. Организация и результаты деятельности по реализации мероприятий по формированию у молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма.

2. Организация и результаты реализации мероприятий по формированию единой системы подготовки и распространения антитеррористических материалов.

3. Организация и результаты деятельности по созданию специализированных передач по вопросам профилактики терроризма, пропаганды социально значимых ценностей, задействованию системы кинопроката/информационных терминалов в распространении материалов антитеррористической направленности.

Противодействие в сети «Интернет»

Подготовка молодежи из числа студентов образовательных организаций высшего образования к участию в мероприятиях по информационному противодействию терроризму в социальных сетях, блогах, форумах.

 

 

 

 

Приложение № 4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

от __________ 20__ г. № __

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

 

В целях совершенствования организации работы по реализации полномочий Правительства, предусмотренных частью 2 статьи 5.1 Федерального закона
от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

изменения в некоторые правовые акты в целях противодействия терроризму;

перечень мер, осуществляемых органами исполнительной власти
по противодействию терроризму на территории области (далее – Перечень).

2. Руководителям органов исполнительной власти:

организовать работу по реализации полномочий в области противодействия терроризму, возложенных на органы исполнительной власти;

определить правовыми актами структурные подразделения (должностных лиц), ответственных в органе исполнительной власти за реализацию мероприятий по противодействию терроризму, включив в положения
о структурных подразделениях (в должностные регламенты должностных лиц) соответствующие обязанности.

 

Председатель Правительства

 

Утверждены

постановлением Правительства

субъекта Российской Федерации

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

1. В Положение о Министерстве образования и науки:

участвует в разработке и реализации мер, а также государственных программ в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

участвует в разработке мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов
и формированию социальной базы терроризма;

участвует в обеспечении деятельности по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма в образовательной сфере;

участвует в обеспечении деятельности по организации обучения граждан, проживающих на территории региона, методам предупреждения угрозы террористического акта, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

участвует в организации выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства.

2. В Положение о Министерстве культуры:

участвует в разработке и реализации мер, а также государственных программ в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

участвует в разработке мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов
и формированию социальной базы терроризма;

участвует в обеспечении деятельности по организации и принятию мер
по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению
и распространению идеологии терроризма в молодежной среде;

участвует в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию населения, прежде всего молодежи;

участвует в организации выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства.

3. В Положение о Министерстве по национальной политике:

участвует в разработке и реализации мер, а также государственных программ в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

участвует в разработке мер по устранению предпосылок для возникновения межнациональных конфликтов, способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма;

участвует в обеспечении деятельности по организации и принятию мер
по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению
и распространению идеологии терроризма среди населения;

участвует в организации выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении министерства.

4. В Положение о Министерстве труда и социального развития:

участвует в разработке и реализации мер, а также государственных программ в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

участвует в разработке мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов
и формированию социальной базы терроризма;

участвует в обеспечении деятельности по организации и принятию мер
по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению
и распространению идеологии терроризма среди населения;

участвует в реабилитации и содействии в трудоустройстве лиц, пострадавших в результате террористического акта и участвующих в борьбе
с терроризмом, в рамках осуществления социальной реабилитации указанных категорий лиц в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. В Положение о Комитете по взаимодействию с религиозными организациями:

участвует в разработке и реализации мер, а также государственных программ в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

участвует в разработке мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов
и формированию социальной базы терроризма;

участвует в обеспечении деятельности по организации и принятию мер
по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению
и распространению идеологии терроризма среди верующих;

участвует в организации выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Комитета.

 

Утвержден

постановлением Правительства

субъекта Российской Федерации

 

ПЕРЕЧЕНЬ МЕР,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ

НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В сфере разработки и реализации мер, а также государственных программ в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют:

анализ обстановки, оценку результатов принятых мер, реализованных государственных программ в области профилактики терроризма;

подготовку предложений по корректировке принимаемых мер, реализуемых государственных программ в области профилактики терроризма;

разработку системы мер и программ по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

планирование мероприятий по исполнению принятых программ в области профилактики терроризма;

контроль исполнения мероприятий программ в области профилактики терроризма.

2. В сфере реализации мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов
и формированию социальной базы терроризма, органы исполнительной власти
в пределах своей компетенции осуществляют:

мониторинг общественно-политических, социально-экономических и иных процессов в соответствии с Регламентом мониторинга;

анализ результатов мониторинга, выделение факторов, влияющих
на изменение обстановки в сфере противодействия терроризма на территории области;

подготовку предложений и реализацию мер по устранению указанных факторов.

3. В сфере социальной, медицинской и иной помощи лицам, пострадавшим в результате террористического акта, а также участвующим в борьбе
с терроризмом осуществляют:

Министерство здравоохранения совместно с УМЧС России по _____ (субъект Российской Федерации):

учет обращений граждан, пострадавших в результате совершения террористического акта;

учет граждан, лишившихся жилья в результате террористического акта;

организацию и предоставление психологической и медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта в соответствии
с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

подготовку документов для возмещения вреда, причиненного физическим
и юридическим лицам в результате террористического акта, совершенного
на территории области.

Министерство труда и социального развития:

предоставление услуг гражданам, пострадавшим в результате террористического акта, по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

Министерство юстиции:

учет граждан, пострадавших в результате террористического акта
и обратившихся за правовой помощью;

предоставление правовой помощи обратившимся за ней гражданам, пострадавшим в результате террористического акта.

Иные органы исполнительной власти осуществляют в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на реабилитацию и социальную адаптацию граждан, пострадавших в результате террористического акта.

4. В сфере организации обучения граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, методам предупреждения угрозы террористического акта, минимизации и ликвидации последствий
его проявлений в пределах своей компетенции осуществляют:

Министерство образования и науки совместно с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

разработку программ обучения граждан (по категориям) методам предупреждения угрозы террористического акта, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

реализацию программ обучения методам предупреждения угрозы террористического акта, минимизации и ликвидации последствий
его проявлений.

5. В сфере организации выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности или в ведении органа исполнительной власти, органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют:

подготовку перечня (реестра) объектов (территорий), находящихся
в собственности или в ведении органов государственной власти;

подготовку поручений (требований) и методических рекомендаций
по обеспечению антитеррористической защищенности;

проведение проверок организации работы и состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся
в собственности или в ведении органов государственной власти;

анализ и обобщение выявленных в результате проверок недостатков, выработку мер по их устранению;

контроль за устранением выявленных недостатков.

6. В сфере осуществления межрегионального сотрудничества в целях изучения вопросов профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют:

информационный обмен в сфере профилактики терроризма;

определение вопросов и форм взаимодействия;

организацию межрегионального сотрудничества в данной сфере;

подготовку предложений по совершенствованию указанной деятельности.

 

 

Приложение № 5

Опросный лист

 

 

«

 

»

 

   20

 

г.

(населенный пункт)

 

Мною,

 

(должность, фамилия, инициалы)

с участием

 

в помещении

 

 

(должность, фамилия, инициалы)

(место проведения беседы)

 

проведена беседа с

 

(фамилия, инициалы профилактируемого лица)

 

 

Сведения о профилактируемом лице:

 

 

1. Фамилия, имя, отчество

 

 

 

2. Место и дата рождения, гражданство

 

 

 

3. Место жительства (регистрации), телефон

 

 

 

4. Образование

 

 

 

5. Семейное положение, состав семьи

 

 

 

6. Место работы (учебы), должность, материальное положение

 

 

Отчет о проведенной беседе:

1. Доведение цели визита, а также положений УК Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности:

 

 

 

 

2. Меры, ранее принятые для возвращения лица к мирной жизни:

 

 

 

 

3. Проблемы, возникшие с возвращением лица к мирной жизни:

 

 

 

 

4. Рекомендации (оказание помощи) по возвращению лица к мирной жизни:

 

 

 

 

5. Готовность к взаимодействию с органами власти и участию в профилактических мероприятиях:

 

 

 

 

 

Дополнительная информация:

 

 

 

 
















(отношение к религии, степень открытости, раскаяния, проявление агрессии, склонность к противоправным действиям, проблемы)

 

Результат проведенной беседы:

 

 

(содержание)

 

 

Приложения к опросному листу:

 







(заявление, фотографии и пр.)

 

 

 

 

 

(должностное лицо, проводившее беседу)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 

Приложение № 6

Типовой раздел

плана работы антитеррористической комиссии

в субъекте Российской Федерации 

 

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Отметка об исполнении

Уточнение списка проживающих (находящихся) на территории субъекта Российской Федерации  лиц, нуждающихся в адресном профилактическом воздействии

до 10 февраля

УФСБ, УМВД, УФСИН, администрации муниципальных образований

 

Разработка годового плана работы межведомственной группы по противодействию идеологии терроризма с категориями лиц, наиболее подверженных влиянию идеологии терроризма. Представление информации
о деятельности указанной группы в аппарат АТК до 1 июля и 1 ноября

до 20 февраля

ОИВ, представители которых входят в состав группы 

 

Разработка плана работы межведомственной группы по проведению в информационно-коммуникационной сети «Интернет» адресной профилактической работы с категориями лиц, наиболее подверженных или уже подпавших под влияние идеологии терроризма

до 20 февраля

ОИВ, представитель которого возглавляет указанную работу

 

 

Разработка плана совместных мероприятий
по участию представителей духовенства
в информационно-пропагандистской деятельно-сти, направленной на недопущение распространения среди верующих идеологии терроризма

до 10 февраля

ОИВ, осуществляющие управление в сфере культуры, образования, внутренней политики, привлекаемые
к указанной работе институты гражданского общества

 

Разработка межведомственного графика проведения культурно-просветительских
и воспитательных мероприятий для студентов
и учащихся образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность
на территории субъекта Российской Федерации 

до 10 января

ОИВ, осуществляющие управление в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики

 

Оценка эффективности проводимых мероприятий по противодействию идеологии терроризма с точки зрения оказания реального воздействия на профилактируемых (отдельные лица и выделенные категории граждан)
и выработка на этой основе предложений                      председателю АТК в субъекте Российской Федерации по ее повышению

до 1 июня

и 1 ноября

Экспертный совет

 

Подготовка методических рекомендаций
для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов субъекта Российской Федерации (с указанием тематики)

I, III квартал

Соответствующие ОИВ

 

Осуществление проверок деятельности ОИВ
и АТК МО в субъекте Российской Федерации, оказание практической и методической помощи в организации их работы

в течение  года по отдельному графику

аппарат АТК
и представители заинтересованных ОИВ

 

 

Организация заслушиваний председателей АТК МО субъекта Российской Федерации
о проводимой работе в области противодействия терроризму

в течение  года
по отдельному графику

аппарат АТК

 

 

Проведение в аппарате АТК стажировок специалистов органов местного самоуправления, принимающих участие
в работе по противодействию терроризму

в течение  года
по отдельному графику

аппарат АТК

 

 

Проведение учебных сборов с участием лиц, отвечающих в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации за организацию мероприятий по профилактике терроризма

август

аппарат АТК

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7

 

УТВЕРЖДАЕТСЯ

председателем экспертного совета при АТК в субъекте

Российской Федерации

 

ТИПОВОЙ ПЛАН

работы экспертного совета при антитеррористической комиссии

в субъекте Российской Федерации на I полугодие 20__ года

Мероприятия

Исполнитель

Срок

Результат

1

Оценить информационные материалы антитеррористического содержания, подготовленные для размещения
на региональных информационных ресурсах и в сети «Интернет»

 

Ежемесячно

 

2

Разработать учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных организаций по проведению профилактической работы среди учащихся

 

20 февраля

 

3

Подготовить критерии оценки эффективности проводимых мероприятий по противодействию идеологии терроризма субъектами профилактики терроризма

 

10 марта

 

4

Провести оценку эффективности работы субъектов профилактики терроризма
по противодействию идеологии терроризма и выработать предложения
по ее повышению эффективности

 

20 апреля

 

5

Проанализировать международный опыт противодействия идеологии терроризмом
и разработать рекомендации
по его использованию органами исполнительной власти на местах

 

1 мая

 

6

Организовать семинар с представителями общественных и молодежных организаций по вопросу совершенствования работы
по недопущению распространения радикальных идей в молодежной среде

 

8 мая

 

7

Подготовить отчет о деятельности Совета
за I полугодие 20__ года

 

10 июня

 

8

Провести итоговое заседание Совета

 

20 июня

 

 

Приложение № 8

 

Требования при подготовке антитеррористических материалов

1. Руководствоваться тем, что информация антитеррористического содержания, распространяемая в СМИ, должна быть достоверной, объективной и исключающей возможность ее неоднозначного толкования.
В этих целях терминология, используемая в планируемых к размещению в СМИ материалах, должна соответствовать нормативным правовым актам в сфере противодействия терроризму и уголовному законодательству Российской Федерации.

2. Отдавать предпочтение визуальным формам доведения информации,
не перегружать материалы неадаптированными текстами специфического содержания (религиозными, юридическими), которые изначально не были предназначены для массовой аудитории.

3. Учитывать особенности используемого канала распространения информации и ее восприятия целевой аудиторией (по возрастному, национальному, религиозному и другим признакам), преподносить ее в удобной для восприятия и понимания форме (в том числе на различных языках,
с использованием субтитров и др.).

4. Обеспечивать обязательное сопровождение текстов и изображений, содержащих надписи на иностранном языке, соответствующими переводами или комментариями.

5. При описании деструктивной деятельности террористической
или экстремистской организации обязательно указывать на запрет
ее деятельности на территории Российской Федерации. При этом
не рекомендуется полные названия этих организаций указывать крупным шрифтом и размещать их в первой строке в верхней части материала. Также следует избегать неоправданно частого повторения этих названий в тексте
и иллюстрационном материале.

6. Акцентировать внимание аудитории на:

6.1. Уголовной ответственности и неотвратимости наказания
за участие в террористической деятельности, в том числе за пособничество, распространение и тиражирование соответствующих материалов;

6.2. Порядке и условиях освобождения от уголовной ответственности
в отношении лиц, добровольно прекративших участие в террористической деятельности;

6.3. Несовместимости террористической деятельности с морально-нравственными нормами и установками традиционных религиозных мировоззрений и общечеловеческими ценностями;

6.4. Приемах и манипулятивных техниках, используемых вербовщиками террористических организаций в целях вовлечения в террористическую деятельность представителей различных социальных групп (прежде всего, молодежи);

6.5. Примерах отказа членов бандформирований от террористической деятельности по причине несоответствия навязанной вербовщиками идеалистической картины тому, какова ситуация в реальности.

7. Исключить использование ссылок на материалы, признанные
в установленном порядке экстремистскими и внесенные в Федеральный список экстремистских материалов, а также цитат и фрагментов видеообращений террористов, имеющих целью пропагандировать идеологию терроризма, вербовать новых сторонников или оправдывать террористические действия.

8. Избегать использования:

8.1. Цитат из священных книг традиционных религий, а также специфической религиозной лексики, допускающих различные трактовки содержания (моджахед, джихад, хиджра, кафир и т. д.), без соответствующих комментариев и пояснений;

8.2. Детальной информации о способах финансирования террористической деятельности и порядке ее осуществления;

8.3. Натуралистических изображений (фотографий и видеоматериалов) или описаний жестокости и насилия;

8.4. Вербальных и графических  форм, которые образуют нестандартные и неоднозначные смысловые сочетания (например, образы, закрепленные
в массовом сознании как положительные, сопровождают названия террористических организаций - «воины/бойцы ИГ», «ополченцы из Джабхат ан-Нусра», «талибы-повстанцы», «революционеры “арабской весны”»),
а также могут вызвать у аудитории чувства сопереживания террористам
и негативную реакцию на действия специальных служб и специальных антитеррористических подразделений.

 

 


[1] Далее – НАК, Комитет.

[2] Далее – ФОИВ.

[3] Далее – АТК, комиссии.

[4] Далее – АТК МО.

[5] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, Стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации, Стратегия внешней политики Российской Федерации и др.

[6] Утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Далее – Концепция.

[7] Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации
и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

[8] Далее – Федеральный закон № 35-ФЗ.

[9] Статья 3 Федерального закона № 35-ФЗ.

[10] Далее – ТА.

[11] Статья 2 Федерального закона № 35-ФЗ.

[12] Под идеологией терроризма понимается совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных
на мобилизацию людей для участия в ней (статья 2 Федерального закона  № 35-ФЗ).

[13] Пункт 21 Концепции.

[14] Далее – ОИВ.

[15] Статья 5.1 Федерального закона № 35-ФЗ.

[16] Далее – ОМСУ, статья 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ.

[17] Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

[18] Далее – Федеральный закон № 182-ФЗ.

[19] Статья 15 Федерального закона № 182-ФЗ.

[20] Статья 17 Федерального закона № 182-ФЗ.

[21] Типовой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по разграничению полномочий ОИВ в сфере противодействия идеологии терроризма приведен в приложении № 4.

[22] Типовой раздел плана АТК в субъекте Российской Федерации по противодействию идеологии терроризма приведен в приложении № 6.

[23] Типовой план мероприятий по противодействию идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации приведен в приложении № 2.

[24] Разрабатывается положение об экспертном совете и утверждается состав, работа осуществляется
на плановой основе. Типовое положение об экспертном совете приведено в приложении № 1, примерный план работы экспертного совета – в приложении № 7.

[25] Пункт 8 раздела II решения НАК от 13 октября 2009 г.

[26] Разрабатывается положение о группе и утверждается состав, работа осуществляется на плановой основе.

[27] Пункт 8 раздела II решения НАК от 13 октября 2009 г.

[28] Подпункт 2.1.1 пункта 2.1 раздела II  Решения НАК от 11 октября 2016 г.

[29] Пункт 9 раздела II решения НАК от 14 октября 2008 г.

[30] Типовой перечень вопросов для проверки ОИВ и АТК МО приведен в приложении № 3.

[31] При организации взаимодействия с органами прокуратуры необходимо учитывать требования Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», которым им предписано «активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, НАК, оперативными штабами и АТК, ОИВ и ОМСУ», а также «на основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения ФОИВ, ОИВ и ОМСУ
и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства».

[32] Пункт 9 раздела I решения НАК от 14 октября 2014 г.

[33] Ежеквартально в соответствии с пунктом 10 раздела I решения НАК от 26 февраля 2013 г.

[34] См. положение об АТК, утвержденное председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 г. № 6 (далее – НАК, Комитет).

[35] Письмо Минфина России и аппарата НАК от 6 марта 2008 г. № 11/П/1-106.

[36] Далее – ФСИН России.

[37] Далее – УИС.

[38] Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия
в целях защиты государственных и общественных интересов.

[39] Типовая форма опросного листа приведена в приложении № 5.

[40] Далее – ДУМ.

[41] Требования к материалам антитеррористической направленности приведены в приложении № 8.

[42] См. пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333
«О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».

[43] Письмо Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 09-1063.

[44] Письмо Минобрнауки России от 16 июня 2016 г. № 09-1467.

[45] Письмо Минобрнауки России от 23 ноября 2017 г. № ПЗ-1608/09.

[46] Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. № 09-2591.

[47] Также размещены на портале НАК.

[48] Раскрытие пунктов 6 – 8 раздела I по следующим позициям:  планирование работы, заседания, проведение и результаты конкретных мероприятий, отчеты.


Прикреплённый файл: Методические рекомендации, поступившие из аппарата НАК..doc [345.5 Kb]
Создан: 17.07.2018 11:36. Последнее изменение: 17.07.2018 11:36.
Количество просмотров: 2023